Термин «готика» появился в эпоху Возрождения как насмешка над «варварской» средневековой культурой. Падение Римской империи считалось великой утратой, на смену которой пришла готика. Она противопоставлялась цивилизации, а именно традициям Античности. К историческим готам стиль отношения не имеет.
Изначально готическая архитектура была посвящена свету, вере, духовному пути. Она не должна была пугать. Связь готики с чем-то пугающим возникла в XVIII веке из-за готического романа, предтечи литературы ужасов.
Устремлённость ввысь и изящность. Глубокий символизм и метафоричность. Огромные окна, которые стало возможным создавать впервые в истории человечества.
Готический стиль распространился на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии, Италии. В Восточную Европу готика проникла чуть позже. Эпоха готики оказала влияние на все направления: культовую архитектуру, витражи, скульптуру, книжную иллюстрацию. Также повлияла на развитие утончённой куртуазной культуры, музыки, живописи.
Основная черта готических окон — заострённая арка, которая отличается от полукруглых арок, характерных для романского стиля. Заострённая форма придаёт окну вертикальную направленность, визуально устремляя его вверх.
Эта форма не только эстетически привлекательна, но и функциональна. Она даёт равномерно распределить вес каменной конструкции, что делает здания более устойчивыми и позволяет строить огромные окна.
Изображение: Gothic architecture, improved by rules and proportions, Architecture Publisher, London, Printed for I. & J. Taylor, at the Architectural Library, 1742 / Getty Research Institute
Клатч Александра Маккуина
Дизайн аксессуара вдохновлён викторианской готикой: связь этой эстетики с чем-то пугающим возникла в XIX веке.
Дело в том, что сюжеты популярных романов того периода происходили на фоне средневековых замков и монастырей, и такие произведения были очень популярны. Позже Александр Маккуин переосмыслил связь символов смерти и викторианского декора.
Изображение: Alexander McQueen / Vestiaire Collective
Шлейф на готических платьях
Шлейф на платьях XV века достигал нескольких метров длины. Церковь всё время боролась со шлейфами, называя их «чёртовыми хвостами». Общий силуэт платьев был с акцентом на животы: в Средневековье был культ беременности и жизни.
Изображение: Hans Holbein the Elder «Presentation of Jesus Christ at the Temple», 1500–1501 гг. / High Altar of the Dominican Church in Frankfurt / Hamburger Kunsthalle
Эннен — высокий головной убор с вуалью, который в высоту достигал до 70 см. Церковь не одобряла высокие головные уборы, они считались карикатурой на готические соборы.
Изображение: Hugo van der Goes «Portinari Altarpiece», 1475 г. / Uffizi Gallery
Готический зал в Хэмптон-корт
Замок с массивными каменными стенами, высокими потолками и ребристыми сводами. Каменные стены часто оставляли необработанными или слегка оштукатуренными. Они придавали помещению холодный, но величественный вид.
Большие арочные окна, украшенные витражами, пропускали цветной свет, создавая в помещении таинственную атмосферу. Такие окна часто располагались в капеллах, больших залах и башнях.
Стены часто украшались гобеленами, которые не только добавляли цвета и уюта, но и защищали от холода. На гобеленах изображали сцены охоты, рыцарские турниры, мифологические или библейские сюжеты.
Фото: Michael Warwick / Shutterstock
Великолепный часослов герцога Беррийского
Готический шрифт своим острым и геометричным видом обязан форме гусиных перьев, которые обрезали под углом 45 градусов. Плотное начертание букв, ширина межштриховых промежутков, близкая к ширине штрихов, — это обосновано экономией пергамента.
Календарь из «Великолепного часослова герцога Беррийского», братья Лимбурги
Изображение: Музей Конде
Готика дала развитие искусству витражей. Они создают в интерьере соборов и церквей особую атмосферу за счёт мягкого цветного света, который символизирует Фаворский свет, божественный свет Преображения.
Готическая роза появилась в архитектуре в XII веке во Франции и стала ключевым элементом готического стиля. Её предшественниками были круговые окна романской архитектуры, но именно в готике роза получила своё наиболее выразительное и декоративное воплощение.
Фото: Clostridium / Wikimedia Commons
Кровать в музее Виктории
и Альберта
Кровать в музее Виктории и Альберта — типичный образец позднеготической мебели, с балдахином, резными деревянными элементами и геральдическими украшениями. Она считается одной из самых больших сохранившихся кроватей в мире. Её ширина составляет более 326 сантиметров.
Кровать была изготовлена в конце XV века в Уэре, небольшом городе в Хартфордшире, для одного из местных постоялых дворов. Она предназначалась для ночлега путешественников, которые могли оставлять свои инициалы и восковые печати на её деревянных элементах, что до сих пор видно на постах и изголовье.
Фото: Victoria and Albert Museum
Миланский собор на картине Луиджи Премацци 1846 г.
Изображение: Тульский музей изобразительных искусств
Миланский собор Duomo di Milano
Построен из белого мрамора в стиле пламенеющей готики с множеством шпилей, скульптур, мраморных остроконечных башен и колонн, соединённых сложной системой парящих опор.
Строительство Миланского собора началось в 1386 году, но завершилось только в начале XIX века, когда по указу Наполеона была закончена отделка фасада. Некоторые детали добавлялись вплоть до 1965 года. Это типично для большинства готических соборов, строительство которых растягивалось на сотни лет.
Этот деревянный трон, известный также как «Камень судьбы» или «Камень Скун», был создан по приказу короля Эдуарда I и использовался для коронации всех английских монархов с XIV века.
Фото: Oli Scarff / Getty Images