Кресло Жана Батиста Тильяра
Фото: The National Museum / Norsk Folkemuseum
Создано около 1765 года. Утончённые и элегантные пропорции, более выраженная симметрия в дизайне и прямые ножки вместо изогнутых кабриоль-ножек — всё это отражает переход от асимметричных форм и тенденций рококо к чётким и прямым формам классицизма.
Кстати, овальная или медальонная форма спинки — характерная черта, которая станет ещё более популярной в стиле Людовика XVI.
Фото: Wirestock Creators / Shutterstock
Изначально построен как церковь Святой Женевьевы в 1758—1790 годах по проекту Жака-Жермена Суффло. Святая Женевьева была общепризнанной небесной заступницей города, поэтому церковь стала одним из главных достояний города наравне с собором Нотр-Дам. После Французской революции церковь была переименована в Пантеон, а мощи святой Женевьевы осквернили и выбросили на улицу.
Церковь переоборудовали под гражданскую усыпальницу, на фризе Пантеона появилась надпись: «Великим людям — благодарное Отечество». В крипте Пантеона похоронены Вольтер, Руссо, Мирабо, Марат, Гюго, Золя, нобелевские лауреаты Пьер и Мари Кюри, герои Сопротивления.
Фото: издательство «Советская энциклопедия» / «Книги» / «Яндекс Маркет»
Образец советского классицизма в дизайне шрифтов. Типографика построена на равномерности, строгой симметрии: центральная выключка, капительное начертание с большой разрядкой, курсив и линии, разделяющие блоки текста.
Изображение: картина Пьера Пателя «Версальский дворец», 1668г / Museum of French History
Хотя Версаль первоначально был спроектирован в стиле барокко, многие его элементы, включая симметричную структуру и геометрическую упорядоченность, которые особенно заметны в планировке и фасадах, — образец классицизма.
В облике Версаля чётко прослеживается обращение к античному наследию — его фасады украшены классическими ордерами, колоннадами и пилястрами. Регулярный французский парк с его геометрически выверенными аллеями и партерами, раскинувшийся вокруг дворца, также отражает классицистический идеал рационального подчинения природы человеческому разуму.
Платье Полины Бонапарт, сестры Наполеона
Изображение: Palace of Versailles
На портрете Роберта Лефевра изображена Полина Бонапарт, позирующая рядом с наполеоновским бюстом. Она была законодательницей мод того времени. Фасоны женских платьев отсылали к греческим образцам, напоминали хитоны и пеплосы античных героинь и богинь.
Фото: Rolf Süssbrich / Wikimedia Commons
Построена между 1774 и 1779 годом по проекту архитектора Клода-Николя Леду. Была частью грандиозного проекта создания утопического города Шо. Архитектор на год попал в тюрьму во время перипетий Французской революции — и провёл это время очень плодотворно, придумывая свой идеальный город.
Он не изобрёл ничего нового с точки зрения градостроительства, но в идеях формы дошёл практически до конструктивизма 1930-х годов, разрабатывая брутальные сферические и кубические здания.
Kartell Louis Ghost от Филиппа Старка
Этот стул сочетает в себе узнаваемые классические формы с инновационными материалами и технологиями. Он выполнен из прозрачного акрила и напоминает традиционные французские стулья в стиле Людовика XVI.
Вот что говорит Филипп Старк о своём стуле: «Я стремился создать стул, который воплощал бы коллективную память и напоминал обо всех исторических стульях одновременно — и я достиг этой цели.
Я выбрал классическое кресло в стиле Людовика XVI в качестве основы, но вместо дерева использовал прозрачный пластик, чтобы подчеркнуть условность его современного существования».
Кафедральный собор культа Верховного существа
Это рисунок Этьена-Луи Булле, изображающий церковь для культа Верховного существа, названную Métropole. Во время Французской революции Бог был переименован в «Верховное существо».
Культ Верховного существа утверждался властями в борьбе с христианством, на некоторых церквях даже были выгравированы надписи: «Французский народ признаёт Верховное существо и бессмертие души».
После Термидорианского переворота культ быстро сошёл на нет. В конце XVIII века, на фоне идей Просвещения и событий Французской революции, возникло новое направление в архитектуре — «революционный классицизм». Его представители, такие как Булле, Гондуэн и Леду, получили прозвище «мегаломаны» за их грандиозные замыслы и чрезвычайно огромные здания, которые остались в виде проектов.
Изображение: Etienne-Louis Boullee
Термин «классицизм» появился в эпоху романтизма. Впервые его использовал итальянский критик Гермес Висконти в 1818 году в своих статьях. Словом «классики» стали называть великих национальных авторов прошлого. Термин «классический» стал обозначать «образцовый», «первоклассный».
Чёткость и симметрия. Античные мотивы. Строгость и гармония в композициях. Умеренность в декоре. Рациональность, симметрия и идеализация форм. Спокойная цветовая палитра и натуральные материалы: мрамор, камень.
КЛАССИЦИЗМ
( XVII — начало XIX века)
Классицизм завоевал весь мир: от Европы и России до США, где он назван «федеральным стилем». Сильнее всего стиль повлиял на архитектуру Англии, России и Франции.